Дислексия: основные симптомы и методы лечения

Приходилось ли вам ранее слышать о дислексии? На самом деле наличие этого неприятного синдрома можно определить еще в раннем детстве. К сожалению, многие дети с высокими умственными способностями не могут научиться читать, и именно эта неспособность называется «дислексия».

Описание синдрома

Что такое дислексия?

Дислексия — это расстройство, которое характеризуется неспособностью человека научиться читать. Больные дислексией не могут быстро распознавать слова и складывать их в предложения, а еще им трудно воспринимать новую информацию в текстовом виде и произносить слова по слогам.

Другими словами, людям с дислексией трудно читать и говорить написанный текст вслух.

К сожалению, обычно это заболевание сопровождается также неспособностью писать и трудностями в выполнении математических подсчетов.

Стоит отметить, что больные дислексией не является умственно отсталыми. Напротив, большинство из них обладают высокими умственными способностями. Это расстройство не имеет никакого отношения к уровню IQ. 

Кого чаще всего поражает синдром?

Дислексия — это заболевание, которое чаще всего обнаруживают у детей в довольно раннем возрасте.

Впрочем, несмотря на то, что это заболевание можно диагностировать на начальных этапах жизни, с годами оно только прогрессирует и приводит к развитию серьезных осложнений. Согласно статистике, дислексией болеет около 5-10% всего мирового населения.

Влияние на жизнь человека

Первые проблемы появляются уже в начальных классах школы. Невозможность научиться быстро читать и воспринимать текст влияет на успешность ребенка в школе, на оценки, на личностное развитие и даже может существенно снизить самооценку.

В большинстве случаев дислексия вызывает потерю интереса к чтению, что со временем может привести к таким негативным последствиям как:

  • Маленький или ограничен словарный запас
  • Проблемы с восприятием речи
  • Неспособность понять и сделать выводы из сложных текстов.

Обычно больные дислексией прекрасно осознают присутствие заболевания и ограничений, которыми оно сопровождается. Это объясняет, почему дислектики часто имеют низкую самооценку и страдают от депрессии.

Модели восприятия информации

Кто именно находится в группе риска? Как именно мы читаем и пишем?

Когда речь идет об умении человека читать и писать, приемлемой гипотезой для объяснения этого явления является дуальная модель восприятия информации.

Лексический способ

Согласно этой гипотезе, для того, чтобы написать слово, человек должен:

Восстановить слово в памяти, если оно вам уже знакомо. Это называется «лексическим способом» воспроизведение информации. То есть, мы сохраняем текст в памяти, полагаясь на его вид при написании. Например, ребенок выучил словосочетание «ванная комната». Когда он захочет воспроизвести это слово на бумаге, то вытащит его из так называемой «казны слов».

Фонемы и графемы

Другим способом воспроизведения слова является превращение фонем, которые его формируют, в графемы. То есть, звуки нужно превратить в графическое изображение, которое им соответствует. Эта же техника применяется и при написании новых слов.

Знание, которое помогает нам превращать фонемы в графемы, мы приобретаем еще в детстве. Когда мы изучаем азбуку, то усваиваем информацию, буква «Б» представляет один звук, тогда как буква «С» — другой.

Именно это позволяет писать даже те слова, которые нам не приходилось слышать раньше. На самом деле этот подход является невероятно простым, ведь мы изучаем звуки, которые составляют слова, и просто изображаем их на бумаге.

В основу этой интересной теории легли результаты последних исследований по нейро-визуализации, ведь наличие особенностей в анатомии отдельно взятого человека не следует исключать.

В целом дислексия свидетельствует о несостоятельности тех участков мозга, которые отвечают за речь и понимание.

Ответственные зоны мозга

Какие участки мозга человека отвечают за способность говорить и читать?

Главным участком, который отвечает за речь, является зона Брока. Она располагается в лобной части доминантного полушария головного мозга. Для большинства людей доминантной является левое полушарие, тогда как у левши доминирует правое полушарие. Именно эта часть мозга отвечает за умение человека различать предметы по названиям, произносить слова вслух и читать.

Вторым речевым центром является зона Вернике. Она располагается между височной и теменной частями доминантного полушария головного мозга. Основной функцией этого участка мозга является распознавание слов, которые мы слышим. Также в этой зоне сохраняется информация о правильной последовательности формирования слов в словосочетаниях и предложениях.

Существует еще одна важная зона, которая также отвечает за способность человека говорить, читать и писать. Она располагается между теменной и затылочной участками коры головного мозга. Основной функцией этой зоны является формирование звуков в слова.

Виды синдрома

Фонологическая дислексия

Люди с этим видом дислексии используют визуализацию для восприятия информации. Это означает, что они «визуально» читают слова. То есть, эти люди с легкостью читают уже знакомые для них слова, однако не могут прочитать новые.

Поверхностная (визуальная)

Визуальная дислексия. Такие больные пользуются фонологических методом при чтении, то есть читают слова по слогам. Именно поэтому им трудно читать слова, произношение которых отличается от написания.

Смешанная или глубокая дислексия

Этот вид дислексии является серьезным, потому что больные имеют проблемы как с визуальным, так и с фонологических методами восприятия информации.

Дислектики со смешанным и глубоким видом заболевания плохо читают, делают много орфографических ошибок при написании слов и даже путают значения различных понятий.

Лечение

Проблема лечения дислексии является невероятно важной, ведь благодаря правильной терапии можно предотвратить развитие серьезных проблем как в учебном, так и в эмоциональном плане. Статистика показала, что программа реабилитации больных дислексией детей дает невероятные результаты.

(Клинический Психолог Вероника Степанова рассказывает о том, что такое дислексия, способах диагностики, лечения, а также рассматривается прогноз и профилактика данного расстройства.)

К основным методам преодоления дислексии относятся:

  • Занятия с репетиторами
  • Терапевтические занятия по логопедами
  • Изучение различных учебных техник
  • Использование аудиозаписей и упражнений для закрепления материала, изученного на уроке.

Важную роль в процессе лечении дислексии играет поддержка родных и близких людей. Нужно не только регулярно мотивировать детей на достижение успехов в учебе и личной жизни. Родители также должны уделять внимание дополнительным занятиям, которые облегчат процесс обучения для их детей

Очень важно, чтобы ребенок сам принимал активное участие в занятиях, которые положительно влияют на самооценку, в частности занимался спортом или посещал кружки. Это поможет отвлечься от проблем и поднять настроение.

Обратите внимание! Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в подавленном состоянии или страдает чрезмерной нервозность, немедленно обратитесь к врачу.

Поделиться с друзьями:

Внимание! Информация на сайте дана в ознакомительных целях! Консультируйтесь с лечащим врачом!